ЧаВо?
Частые вопросы о продуктовой разработке
Я веду в нашей компании тренинги про гибкие практики продуктовой разработки. И заметил, что участников интересуют похожие вопросы. Сегодняшняя публикация о популярных заблуждениях и мифах.
Денис Надымов, скрам-мастер
1. «Демо проводится раз в квартал»

Скрам-команды каждые две недели проводят демо, то есть показывают, что изменилось в разрабатываемом продукте. Вместе с тем демонстрация (демо) - лишь часть обзора спринта, которая рассказывает о новом функционале. А помимо этого на «классическом» скрамовском обзоре команды могут рассказывать о конкурентах, объясняют, зачем они делали конкретный функционал, как это влияет на поведение пользователей, на экономические, продуктовые метрики. Так что не удивляйтесь, когда услышите непонятный «обзор спринта»: понятия обозначают одно и то же. И проходят они не единожды в квартал, когда «подводятся большие итоги» за три месяца работы команды, а каждую вторую пятницу месяца.

2. Владелец продукта отвечает «головой» за продукт перед заказчиком
Очень часто я слышу вопросы вроде, «а кто отвечает перед заказчиком? Владелец продукта?». Мне придется вас разочаровать – в скраме нет «заказчика». И, пожалуй, ближе всех к этой роли как раз сам Владелец продукта. Позиция «сделаю, то, что просит заказчик» характерна для руководителя проекта. Если кратко сформулировать разницу, то задача руководителя проекта – «попасть в проектный треугольник» (то есть сделать все как в техническом задании, за отведенное время и за положенные деньги), а ключевая задача владельца продукта – заработать, поставляя ценность пользователю своего продукта.

Проектный треугольник
3. Пользователю отдают недоделанный продукт

MVP или минимально жизнеспособный продукт (Minimum Viable Product) - первая версия продукта с минимумом функций. Не путайте MVP с прототипом. В отличие от прототипа MVP - РАБОТАЮЩИЙ продукт, который обычно хорошо решает одну пользовательскую задачу. Вы спросите: а зачем пользователю недоделанный продукт? Главное, что реализованный в MVP функционал уже приносит ценность пользователю. Цель выпуска MVP - быстрый выход на рынок для проверки востребованности продукта и получения обратной связи, поэтому, если команда делает минимально жизнеспособный продукт, это вовсе не значит, что его можно сделать плохо, на коленке, и он примерно через день выдаст 146 ошибок.

4. Стейкхолдеры – топ-менеджеры, руководящие командой разработки
(Стейкхолдеры — группы, организации или отдельные люди, на которые компания влияет и от которых зависит. Обычно различают две группы стейкхолдеров: внутренние (собственники, клиенты, сотрудники, партнеры) и внешние (власть, конкуренты, другие компании, инвесторы, СМИ).
Пожалуй, одним самых ярких откровений для участников тренингов оказывается, что стейхолдеры - не только топ-менеджмент, ожидающий повышения эффективности бизнеса.

Стейкхолдеры - все заинтересованные стороны, которые могут влиять на продукт, подвергаются влиянию сами. Кажется, что это парадокс, но на самом деле помимо руководителей разных уровней в число стейкхолдеров входят эксперты и (внимание!!!) ПОЛЬЗОВАТЕЛИ продукта. У команд обычно есть так называемая «карта стейкхолдеров», на которой отмечаются все сегменты.

5. Скрам для всех, навсегда и в любых условиях!

Слушатели приходят на тренинг с ощущением, что я буду обращать их в «новую веру», буквально. Есть мнение, что раз я - скрам-мастер, то буду пропагандировать использовать скрам и только скрам… всегда и везде, и в личной жизни - тоже. А также ожидают, что я буду ярым противником классического каскадного проектного подхода. Но ни у кого из нас нет «скрама головного мозга».

Ведь все понимают, что для разных случаев есть разные инструменты? Например, если нужно забить гвоздь, то при желании можно сделать это и пассатижами. Но вам будет неудобно, вы потратите много времени, испортите сам гвоздь и кроме всего прочего сделаете вывод, что пассатижи плохой инструмент. Так и с подходами: проектное управление, каскадная модель – хороши в условиях высокой степени определенности, а agile-подходы – «в зоне плохой видимости».

Made on
Tilda